Знаете ли вы, что в столице Таиланда есть памятники не только тайским королям, но и двум иностранцам? И что оба они – итальянцы. Знаете ли вы, что гимн бангкокского университета искусств Сильпакорн – это неаполитанская песня Санта Лючия?
Какая может быть связь? Казалось бы, Италия и Таиланд так далеки друг от друга. Но именно итальянцы, больше, чем любая другая нация, оставили свой след в столице Таиланда. Наверное, у этого было много разных причин. Но, мне кажется, сказывается родство душ – тайцы, так же как и итальянцы, по натуре художники и, может быть еще больше, чем итальянцы, по характеру своему сибариты.
В конце XIX века король Сиама Рама V (его настоящее тайское имя Чулалонгкорн наверное не все сразу смогут запомнить) начинает стремительную модернизацию своей страны. Из Европы в Сиам приглашаются десятки и сотни специалистов.
“Итальянцы – народ святых, поэтов и путешественников”, сказал Муссолини в своей гневной речи 1935 года. Список был потом автором расширен, но путешественниками итальянцы действительно всегда были самыми отчаянными.
В 1881 году в Сиам приезжает и поступает на военную службу 20-летний итальянец Джероламо Эмилио Джерини, в Италии уволенный с военной службы за какую-то самоволку (причины назвать он отказался, нужно думать барышню навещал). Парень был хорошо образован и способности его быстро оценили. Через два года он уже секретарь дяди короля, правителя севера Таиланда. В этом качестве он объездил всю страну, совсем как когда-то Китай Марко Поло. За это время прекрасно овладел тайским и другими местными языками – бирманским, кхмерским, малайским. Серьезно изучал священные языки буддизма санскрит и пали.
Именно ему была вскоре поручена модернизация тайской армии. Он становится инструктором личной гвардии Рамы V и создателем королевской военной академии Чулаломклао. Тайцы не всегда помнят помогавших им иностранцев, но заслуги этого человека не были забыты.
В 2010 году памятник ему был установлен у центрального входа в штаб Академии. Джерини, впрочем, интересовался не только военным делом. Он опубликовал на тайском языке несколько исторических и этнографических научных трудов, основал Сиамское общество – институт для изучения тайской истории и культуры, собрал библиотеку в 3000 томов, которую его потомки подарили Неаполитанскому университету.
В 1890 г в Бангкок прибывает 28-летний Карло Аллегри. Наверное у него было мало шансов не познакомиться со своим соотечественником Джерини, который и ввел его в королевский круг.
Аллегри говорил только на родном итальянском. Это, впрочем, не помешало ему жениться на местной девушке. Да и Рама V хорошо разбирался в людях и видел, кто чего стоит. Вскоре Аллегри становится главным инженером королевского управления строительных работ.
Из Италии один за другим начинают прибывать в Сиам архитекторы и художники – Марио Таманьо, Анибале Риготти, Эрколе Манфреди, Галилео Кини, Коррадо Феручи. В общей сложности в начале ХХ века их в Бангкоке оказалось около 40. Все они проведут много времени в Бангкоке, а некоторые, как Эрколе Манфреди и Коррадо Феручи, останутся навсегда. Они и построили многие известные здания в исторической части Бангкока.
Одно из самых заметных и ярких – Ват Бенчамабопит или Мраморный Храм. Дизайнером был брат короля принц Нарис, а автором архитектурного проекта Марио Таманьо.
Карло Аллегри пришла в голову счастливая идея облицевать здание каррарским мрамором. Раме V идея очень понравилась – он как раз только вернулся из Италии.
Вскоре мрамор пришлось заказывать дополнительно. Рама V начинает строить самый большой дворец, который должен был достойно смотреться на фоне дворцов европейских монархов. Задача была поручена уже знакомым нам Марио Таманьо, Анибале Риготти и Карло Аллегри.
Последнему этот проект, можно сказать, спас жизнь, потому что вытащил его из опиумных курилен чайнатауна, завсегдатаем которых он стал после смерти жены и детей. За сооружение купола отвечал Эрколе Манфредди.
Для украшения интерьеров пригласили молодого художника из Флоренции Галилео Кини. Рама V придирчиво следил за ходом работ и шутил, что если дворец построят за 10 лет, он отречется от престола и пойдет убирать слоновник. Не исключено, что ему пришлось бы выполнять обещание, так как здание построили за 8 лет, но сам король до этого момента не дожил.
Марио Таманьо за 25 лет, проведенных в Бангкоке, построит еще несколько королевских дворцов, центральный железнодорожный вокзал и первую библиотеку в Бангкоке, которую местная интелигенция окрестила Тадж Махалом любителей книги. Она работает и сегодня.
Эрколе Манфреди проживет в Бангкоке всю жизнь до 1973 года. Правда, тайское гражданство получит только в 1943 г, чтобы японцы не отправили его строить мост через реку Квай. Человеком он был совсем не тщеславным и мы не знаем точно, сколько он всего построил. “Венецианский дворец”, в котором сегодня находится офис премьер-министра, и вилла принца Чакрапонга и его русской жены Кати Десницкой – его работа. А для Рамы VI он сделал памятник его любимой собаке и костюмы для постановки “Венецианского купца”, переведенного королем на тайский язык.
Последним из этой плеяды в Бангкок попал флорентиец Коррадо Феручи, больше известный тайцам под его тайским именем Сильпа Бхирази.
Он, так же как и Манфреди, остался в Таиланде навсегда и стал отцом современного тайского искусства и основателем университета искусств Сильпакорн, в котором сегодня учится 25 тысяч студентов. Его студенты помнили, что за работой он часто напевал себе под нос “Санта Лючию”.
Comments