Решил я подробнее рассказать об одном удивительном французском шедевре, с которым знакомлю своих туристов в поездке по Франции. Называют его Анжуйским апокалипсисом. Правда, звучит это странновато, т.к. апокалипсис - понятие универсальное, и местным анжуйским, как любимое вино мушкетеров, быть не может. Но здесь речь идет о грандиозном комплексе настенных ковров-шпалер XIV века, которые изображают видения Иоанна Богослова, т.е. сцены из книги "Апокалипсис". Дух захватывает, когда попадаешь в полутемное помещение анжуйского замка в городе Анже, где хранятся с 1954 года эти шедевры - серия из 6 ковров, каждый из которых изображает 14 сцен Апокалипсиса. Это самый большой комплекс средневековых шпалер в мире. Они зачаровывают сразу. Прежде всего своим размахом - 104 метра в длину и от 4,5 до 6 м в высоту. Потом - качеством работы и сохранностью. Впрочем, до нашего времени сохранилось не совсем всё. Изначально этот комплекс был 141 м в длину и 6 м в высоту, т.е. около 850 кв м. Идея создания этого шедевра принадлежала французскому королю Карл V по прозвищу Мудрый, человеку необычайно образованному, сумевшему по слухам прочитать весь Ветхий Завет на иврите. Где-то около 1373 года, т.е. в разгар 100-летней войны, он подарил своему младшему брату Людовику I Анжуйскому "книжку с картинками" - иллюстрированную рукопись Апокалипсиса, чтобы по ней сделать ковер. Мы не знаем сколько над ним трудилось ткачей, но сделан он был в рекордно короткие сроки - самое большее около 7 лет. Не уверен, что даже в замке герцога Анжуйского было достаточно места , чтобы развесить эти ковры. Ну а когда первый восторг уляжется и дыхание становится ровнее, начинаешь рассматривать детали. Можно обратить внимание на фигуру всадника в короне и с крыльями летучей мыши. Вот вам портрет коронавируса. Французам того времени он должен был напоминать английского короля Эдуарда III, который начал 100-летнюю войну с Францией. Присмотревшись к "жене облеченной в солнце" мы можем понять ,что явилось мотивом для флага Евросоюза. А вокруг Иоанна летают забавные бабочки с гербом герцога анжуйского на крылышках. Если бы нам показали изнанку этих ковров, восторг был бы еще больше. Ковер двухсторонний и, глядя на него с лицевой стороны, приходится догадываться, какого цвета накидка у "женщины в солнце". С изнанки же, прикрытой подкладкой, краски великолепно сохранились и буквально сверкают, как засверкали краски Микеланджело после последней реставрации Сикстинской капеллы. Книга эта оказывалась актуальна во все времена. Ее уже давно разобрали на цитаты, начиная с названия. Для нас апокалипсис - синоним конца света. На самом деле на греческом языке, на котором, пусть и с ошибками, писал некий Иоанн, сосланный на остров Патмос, апокалипсис означает откровение или новое знание. Эта книга стала последней и самой знаменитой, самой иллюстрируемой частью христианской Библии. В ней Иоанн очень ярким и сильным языком описывает свои видения конца света. И видения эти наполнены необыкновенно яркими и запоминающимися образами, с которыми знакомы даже максимально далекие от любой религии люди. "Тайна за семью печатями", "иди и смотри", "блудница вавилонская", "четыре всадника апокалипсиса", "число зверя", "звезда полынь". Эти образы и выражения стали частью массовой культуры и повсеместно встречаются в искусстве, в политике, в литературе, даже в рок музыке. "Труби, Гавриил, труби! Хуже уже не будет. Город так крепко спит, Что небо его не разбудит" (Наутилус Помпилиус)
تعليقات