Чуть больше года назад довелось мне побывать в одном необыкновенном месте, во Франции, с которым, надеюсь, удастся познакомить и вас. Все мы, путешествуя по Европе, бываем в старинных замках и дворцах и, восхищаясь великолепными интерьерами, особое внимание обращаем на потрясающие тканные картины, которые называем гобеленами. Термин этот настолько утвердился, что не вызывает вопросов и сомнений. Между тем, не каждый такой ковер является гобеленом, так же как не каждый алкогольный напиток, сделанный из виноградного спирта и выдержанный в дубовой бочке, является коньяком. В конце концов город Коньяк находится не в Армении и не в Молдавии. Оказывается, что и гобелен - это торговая марка. В 17 веке при Людовике XIV была основана в Париже мануфактура Гобеленов, которая должна была делать шпалеры для королевского двора, и вскоре любой ковер такого типа стали называть гобеленом. Шпалеры, сделанные по рисункам Рафаэля для Сикстинской капеллы, были сотканы во Фландрии, но мы всё же называем их гобеленами и родиной этого искусства можно считать Францию. В центральной части Франции в регионе Новая Аквитания находится очаровательный старинный городок Обюссон, в котором уже на протяжении 600 лет продолжают делать настенные ковры-шпалеры. В 2009 году этот город был отмечен ЮНЕСКО и традиционная техника производства обюссонских шпалер была внесена в список культурного наследия человечества. Для нас эти ковры - предметы искусства прошлых веков, "былая роскошь", и для меня лично было открытием, что многовековая традиция не прервалась и продолжает идти в ногу со временем. В городе работает с десяток мастерских и около сотни ткачей, которые продолжают делать уникальные вещи. И маленький Обюссон является мировой столицей производства шпалер. Самая большая в мире цельнотканная шпалера (23×12 м), которая находится в соборе английского города Ковентри, сделана была в Обюссоне. Занавес сиднейского оперного театра - работа обюссонских мастеров. Обюссонские шпалеры украшают приемную президентского кабинета в Кремле, аэропорт Саудовской Аравии, а на полах салонов Белого Дома встречаются ковры, сделанные в мастерских Обюссона. Собственно, самые известные обюссонские шпалеры - это "Дама с единорогом". Производство, как и в прошлые времена, исключительно ручное, включая окраску нитей - мастер на глаз добивается нужного оттенка. Это, естественно, определяет и цены - обюссонские шпалеры стоят от 15 тыс до 1 млн евро. Интересно, что в середине XX веке искусство это пережило новый расцвет. Благодаря энтузиазму французского художника Жана Люрса и некоторых парижских коллекционеров, многие художники того времени увлекаются этой темой и начинают сотрудничать с обюссонскими мастерами. Крестной мамой этого расцвета можно считать Мари Кютоли - известного издателя и коллекционера современного искусства. Именно она с 1928 г начинает заказывать макеты (картоны) для обюссонских шпалер Жану Люрса, Пабло Пикассо, Жоржу Браку, Фернану Леже, Анри Матиссу, Хуану Миро, Ле Корбюзье. Готовые ковры поступают прямиком в ее коллекцию, которую она в 1939 году везет в Америку и показывает там по всей стране. В парижской квартире Мари Кютоли позже около 40 лет прожил Ив Сен Лоран. Новым проектом, за который сегодня взялись обюссонские мастера, является серия из 14 ковров, которые делаются по рисункам и акварелям английского писателя Дж. Р. Р. Толкина, автора Хоббита и Властелина Колец. Работу рассчитывают завершить к 2021 году, учитывая то, что на создание 1 кв м уходит от 200 до 600 рабочих часов. Вскоре после "причисления к лику святых", в 2016 году, в городе открылся потрясающий музей шпалер и ковров, некоторые экспонаты которого вы можете видеть ниже. Побывав в Обюссоне, мы посетим и этот уникальный музей и старинную мануфактуру. Это входит в мою новую программу путешествия по Франции. Фотографии ниже - репортаж с места.
репортаж с места.
Comments